VII Зимний фестиваль. Свиридов, Хачатурян

Вторник
2 декабря 2025г
19:00
Госоркестр РБ представляет концерт симфонической музыки в рамках абонемента №7 "VII Зимний фестиваль".
В программе:
Г.В. Свиридов. Программная оркестровая сюита "Метель".
А.И. Хачатурян. Оркестровая сюита к драме "Маскарад", музыка к балету "Гаянэ".
«Мете́ль» - программная оркестровая сюита Г. В. Свиридова. Создана в 1974 г. Одно из наиболее известных сочинений Свиридова. Создано на основе музыки к одноимённому фильму (режиссёр В. П. Басов, 1964), снятому по повести А. С. Пушкина из цикла «Повести Белкина» (1831).
Сюита «Метель» представляет собой один из трёх крупных циклов, составляющих пушкиниану Свиридова, наряду с 6 романсами на стихи А. С. Пушкина (1935) и Концертом для хора «Пушкинский венок» (1978). Состоит из 9 частей: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса» и «Зимняя дорога». Две первые («Тройка», «Вальс») и две последние («Отзвуки вальса», «Зимняя дорога») части обрамляют сюиту по концентрическому принципу. Первая, «Тройка», выступает музыкальной иллюстрацией эпиграфа к пушкинской повести: «Кони мчатся по буграм, / Топчут снег глубокой... / Вдруг метелица кругом / Снег валит клоками…» (баллада В. А. Жуковского «Светлана», 1-я публикация в 1813). Вторая часть, «Вальс», вводит в жанрово-бытовую сферу сюиты. Две последние части представляют собой подобие зеркальной репризы: «Отзвуки вальса» – реминисценция «Вальса», «Зимняя дорога» – сокращённый вариант «Тройки».
В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова (1814—1841), Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад». Музыка была заказана Араму Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. «Моя страсть к театру такова, что если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером», — говорил Хачатурян. Он с радостью принял заказ. Музыка создавалась быстро и увлеченно. Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. Это и определило его участь: очень быстро спектакль сошел со сцены. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, скомпонованной композитором в 1943 году. В сюиту вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.
«Гаянэ» — балет на музыку Арама Хачатуряна в 4 актах с прологом. Премьера состоялась 9 декабря 1942 года в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр), город Молотов (Пермь). Музыка к балетам «Гаянэ» и «Спартак» относится к числу лучших произведений Хачатуряна. Музыка «Гаянэ» отличается широким симфоническим развитием с использованием лейтмотивов, ярким национальным колоритом, темпераментом и красочностью. Она органично включает в себя подлинные армянские мелодии. Запоминается проникнутая нежным чувством колыбельная Гаянэ. Многие десятилетия настоящим шлягером был полный огня и мужественной силы «Танец с саблями», напоминающий «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина. Постоянный втаптывающий ритм, острые гармонии, вихревой темп помогают созданию яркого образа сильного, смелого народа.
За дирижерским пультом - главный дирижер оркестра, народный артист РБ Дмитрий Крюков.
2 декабря 19:00 | ГКЗ "Башкортостан"
*В программе возможны изменения.
В программе:
Г.В. Свиридов. Программная оркестровая сюита "Метель".
А.И. Хачатурян. Оркестровая сюита к драме "Маскарад", музыка к балету "Гаянэ".
«Мете́ль» - программная оркестровая сюита Г. В. Свиридова. Создана в 1974 г. Одно из наиболее известных сочинений Свиридова. Создано на основе музыки к одноимённому фильму (режиссёр В. П. Басов, 1964), снятому по повести А. С. Пушкина из цикла «Повести Белкина» (1831).
Сюита «Метель» представляет собой один из трёх крупных циклов, составляющих пушкиниану Свиридова, наряду с 6 романсами на стихи А. С. Пушкина (1935) и Концертом для хора «Пушкинский венок» (1978). Состоит из 9 частей: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса» и «Зимняя дорога». Две первые («Тройка», «Вальс») и две последние («Отзвуки вальса», «Зимняя дорога») части обрамляют сюиту по концентрическому принципу. Первая, «Тройка», выступает музыкальной иллюстрацией эпиграфа к пушкинской повести: «Кони мчатся по буграм, / Топчут снег глубокой... / Вдруг метелица кругом / Снег валит клоками…» (баллада В. А. Жуковского «Светлана», 1-я публикация в 1813). Вторая часть, «Вальс», вводит в жанрово-бытовую сферу сюиты. Две последние части представляют собой подобие зеркальной репризы: «Отзвуки вальса» – реминисценция «Вальса», «Зимняя дорога» – сокращённый вариант «Тройки».
В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова (1814—1841), Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад». Музыка была заказана Араму Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. «Моя страсть к театру такова, что если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером», — говорил Хачатурян. Он с радостью принял заказ. Музыка создавалась быстро и увлеченно. Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. Это и определило его участь: очень быстро спектакль сошел со сцены. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, скомпонованной композитором в 1943 году. В сюиту вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.
«Гаянэ» — балет на музыку Арама Хачатуряна в 4 актах с прологом. Премьера состоялась 9 декабря 1942 года в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр), город Молотов (Пермь). Музыка к балетам «Гаянэ» и «Спартак» относится к числу лучших произведений Хачатуряна. Музыка «Гаянэ» отличается широким симфоническим развитием с использованием лейтмотивов, ярким национальным колоритом, темпераментом и красочностью. Она органично включает в себя подлинные армянские мелодии. Запоминается проникнутая нежным чувством колыбельная Гаянэ. Многие десятилетия настоящим шлягером был полный огня и мужественной силы «Танец с саблями», напоминающий «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина. Постоянный втаптывающий ритм, острые гармонии, вихревой темп помогают созданию яркого образа сильного, смелого народа.
За дирижерским пультом - главный дирижер оркестра, народный артист РБ Дмитрий Крюков.
2 декабря 19:00 | ГКЗ "Башкортостан"
*В программе возможны изменения.