VII Зимний фестиваль. Дюка, Равель

Четверг 11 декабря 2025г 19:00
6+ 2 часа II отделения
Уфа, ГКЗ «Башкортостан»
Уфа, ул. Ленина, 50
Купить билет
Госоркестр РБ представляет концерт симфонической музыки в рамках абонемента №7 "VII Зимний фестиваль".

В программе:
П. Дюка. Симфоническая поэма "Ученик чародея".
М. Равель. Сюита №2 из балета "Дафнис и Хлоя", оркестровое сочинение "Болеро", вокальный цикл "Шахерезада"

«Ученик чародея»  — симфоническая поэма Поля Дюка, с авторским подзаголовком «Скерцо по мотивам баллады Гёте» . Поэма сочинена в 1897 году, впервые исполнена 18 мая того же года в концертной программе Национального музыкального общества (дирижировал автор). Сочинение Дюка относится к программной музыке и близко следует сюжету одноимённого стихотворения Иоганна Вольфганга Гёте.
«Ученик чародея» стал самым популярным произведением Дюка, был переложен для фортепиано Виктором Стаубом и Люсьеном Гарбаном, для духового оркестра М. Х. Хиндсли. Балет на музыку «Ученика чародея» поставил в 1916 году Михаил Фокин. Однако наиболее широкую известность принесло музыке Дюка использование в музыкальном анимационном фильме «Фантазия» (1940).

«Дафнис и Хлоя» — одноактный балет на музыку Мориса Равеля и либретто Михаила Фокина по одноимённому роману древнегреческого писателя Лонга о любви пастуха и пастушки. Равель начал писать музыку балета в 1909 году по заказу Сергея Дягилева. Премьера состоялась в парижском театре Шатле 8 июня 1912 года. Это самое длинное произведение Равеля; его целостность поддерживается благодаря постоянному использованию небольшого числа лейтмотивов. Композитор называл «Дафниса и Хлою» «хореографической симфонией» и характеризовал следующим образом: "В этом сочинении я задумал дать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воссоздать подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века".

«Болеро» — произведение для оркестра, которое было первоначально задумано как музыка для балетной постановки, вдохновлённой испанским танцем болеро. Это - второе оркестровое сочинения автора на испанскую тему. Написано в 1928 году и впервые исполнено 22 ноября 1928 года в парижской «Гранд-Опера». Как отмечает Александр Майкапар, «Болеро» приобрело особую популярность благодаря «гипнотическому воздействию неизменной, множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты».

Работая над «Шехеразадой», Равель вплотную подошел к проблеме музыкального воплощения речевой интонации. Это имело первостепенное значение для французских композиторов рубежа столетий. Сама идея «мелодии, творимой говором» могла быть воспринята Равелем у Мусоргского, но он решал задачу в соответствии с особенностями родной речи. Мастерство омузыкаливания поэтического текста достигает в «Шехеразаде» высокого уровня.
Влияние русской музыки особенно ясно в двух первых поэмах: наигрыш скрипки в начале «Азии» напоминает о «Шехеразаде» Римского-Корсакова, секунды — о Бородине, многие интонации непосредственно ведут к Востоку Балакиревского кружка. Вместе с тем склад гармонии равелевский, с типичным для него пристрастием к большому септаккорду. Также характерна и инструментовка, при всей ее связи с манерой Римского-Корсакова. Во всяком случае — индивидуальность молодого композитора выступает со всей определенностью.
Конечно, музыка «Шехеразады» условна в своем местном колорите, как был условен и вдохновивший ее литературный и музыкальный Восток. У Равеля скорее мечта о Востоке, чем его воплощение, мечта, связанная с образами сказок, а не реальностью, причастная к миру романов Лота, также весьма условных.

За дирижерским пультом - главный дирижер оркестра, народный артист РБ Дмитрий Крюков.

28 октября 19:00 | ГКЗ "Башкортостан"

*В программе возможны изменения.


Артисты

Дирижер
Главный дирижер Госоркестра РБ. Народный артист РБ

Место проведения