Шедевры XX века. Дебюсси

Четверг 14 мая 2026г 19:00
6+ 2 часа II отделения
Уфа, ГКЗ «Башкортостан»
Уфа, ул. Ленина, 50
Купить билет
Госоркестр Башкортостана представляет концерт в рамках абонемента № 3 "Шедевры XX века"

В программе:

К. Дебюсси. Рапсодия для кларнета с оркестром; Сюита из оперы "Пелиас и Мелизанда"; "Послеполуденный отдых Фавна"; "Ноктюрны", "Медленный вальс", "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты"

В 1909 г. композитор К. Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свое сочинение. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов - позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь. Сочинение посвящено известному французскому кларнетисту и педагогу П. Мимару.

«Послеполуденный отдых фавна» (1894) К. Дебюсси носит подзаголовок «Прелюдия к эклоге Малларме».

Опять, лукавая свирель, орудье бегства,
Попробуй расцвести на берегах былых!
Я ж буду длить рассказ, горд шумом слов своих,
Пока языческих богинь живописуя,
С их тени пояс вновь мечтой не отрешу я.
Так, если соком лоз себя я опьяню
И сожаление уловкой отгоню,
Я к небу подниму со смехом гроздь пустую…

Сохранился пояснительный текст, вероятно, составленный самим Дебюсси или при его участии. «Музыка этой прелюдии – очень свободная иллюстрация прекрасного стихотворения Малларме. Она отнюдь не претендует на синтез стихотворения. Скорее это следующие друг за другом картины, среди которых движутся желания и грезы фавна в послеполуденный зной. Затем, утомленный преследованием пугливо убегающих нимф, он отдается упоительному сну, полному осуществившихся наконец мечтаний о полноте обладания во всеобъемлющей природе».

«Ноктюрны» - три симфонических произведения («Облака», «Празднества», «Сирены») К. Дебюсси. Несмотря на общее заглавие, ноктюрны объединены не сюжетом, а ощущением света, единым впечатлением, яркостью красок. Премьера цикла состоялась в Париже в декабре 1900 г. (без части «Сирены»), полный трёхчастный цикл был исполнен в 1901 г.

Среди произведений раннего периода К. Дебюсси особого внимания заслуживает «Бергамасская сюита». Написанная в 1890 г., она не раз дорабатывалась композитором, окончательный вариант её появился в 1905 г. Одна из самых знаменитых пьес Сюиты – «Лунный свет» создана по мотивам одноименного стихотворения Поля Верлена.

Вальс (у К. Дебюсси он носит уточнение «Более чем медленно») был написан в 1910 г. - это не столько танцевальная пьеса, сколько выразительная картинка с контрастными настроениями и прихотливо меняющимся ритмическим рисунком.

Из примерно пятнадцати оперных проектов, которые Клод Дебюсси всерьез обдумывал, завершил лишь один – оперу «Пеллеас и Мелизанда». Сюжет оперы он обдумывал не менее десяти лет, начиная с 1893 г., когда впервые увидел на сцене Буфф-Паризьен пьесу М. Метерлинка. История любви и ревности рассказана в «Пеллеасе» совершенно не в духе времени.  События буквально висят в воздухе – пьеса М. Метерлинка свободна от исторических и этнографических реалий, а значит, не требует от композитора ни «исторической достоверности», обязательной в период расцвета эклектики, ни внимания к социальным проблемам в духе французского натурализма. «Я долгие дни преследовал «нечто», из которого она, Мелизанда, создана, - писал Дебюсси Э. Шоссону. – Теперь меня мучает Аркель. Он уже из загробного мира, в нем есть пророческая, отрешенная от всего земного нежность тех, кто скоро исчезнет. И все это надлежит сказать с помощью одних только до, ре, ми, фа, соль, ля, си! Что за ремесло!». К 1895 г. опера Дебюсси была готова. Премьера состоялась 30 апреля 1902 г. Партитуру гениально интерпретировал дирижер Андре Мессаже, которому Дебюсси написал: «Звуковую ткань Пеллеаса только вы сумели оживить с нежной деликатностью, которую нечего и пытаться найти еще гле-нибудь, так как совершенно очевидно, что внутренний ритм всякой музыки зависит от того, кто вызывает его к жизни, так же как слово зависит от уст, которые его произносят».

Солист - народный артист РБ Артур Назиуллин (кларнет).

Дирижер - народный артист РБ Дмитрий Крюков.

14 мая 19:00 | ГКЗ "Башкортостан"

*В программе возможны изменения.

Артисты

Дирижер
Главный дирижер Госоркестра РБ. Народный артист РБ
Кларнет
Директор Госоркестра РБ. Народный артист РБ

Место проведения