Шедевры вокально-хоровой музыки. Рахманинов

Вторник
10 февраля 2026г
19:00
Госоркестр Башкортостана представляет концерт в рамках абонемента № 1 "Шедевры вокально-хоровой музыки".
В программе:
С. Рахманинов. "Три русские песни", кантата "Весна" для баритона, хора и оркестра, поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра на слова Эдгара По.
«Три русские песни» – произведение, которое музыковед В. Брянцева назвала «маленькой трагической симфониеттой на русские темы». В этом драматическом триптихе автор использовал подлинные мелодии народных песен «Через речку, через быстру», «Ах ты, Ванька, разудала голова» и «Белилицы, румяницы вы мои».
Кантата «Весна» была создана С. В. Рахманиновым в 1902 г. Ее петербургская премьера состоялась в зале Дворянского собрания 8 января 1905 г. при участии Мариинского театра (дирижёр А. И. Зилоти). Сочинение это во многом необычно. Необычно уже само стихотворение Некрасова, положенное в основу кантаты, в котором соединяется почти несоединимое, сталкиваются образы зимней и весенней природы и любовная драма героя. Яркие образы весенней природы воспринимаются и сами по себе как самостоятельные и существующие как бы вне драматического сюжета («Идёт-гудёт Зеленый шум. Зеленый шум, весенний шум!»). В музыке «Весны» Рахманинова также сочетаются контрастные, даже противоположные элементы: яркая, широкого дыхания лирика, идущая от романсов композитора, столь же яркий драматизм оперного плана (соло баритона перекликается с Рассказом Старика в «Алеко»), богатая оркестровая звукопись, обобщенность кантатно-ораториального жанра и открытая экспрессивность монолога солиста.
Поэма «Колокола» для смешанного хора, трёх солистов и оркестра была завершена С. Рахманиновым в 1913 г. Интересно, что первоначально Рахманинов планировал написать симфонию, но как раз в это время получил анонимное письмо с просьбой прочесть приложенный к письму бальмонтовский перевод стихотворения Эдгара По, который, как утверждалось в письме, идеально подходит для музыки и должен заинтересовать композитора. Имя автора стало известно только после смерти Рахманинова, им оказалась ученица виолончелиста Михаила Букиника Мария Данилова.
Сюжет стихотворения действительно сразу заинтересовал Рахманинова, и изначальный замысел мгновенно поменялся. «Колокола» напоминают симфонию по структуре (4-х частный цикл), однако ближе всего они к кантате. Все произведение, от первой его части до последней, представляет собой неудержимое движение к катастрофе, от света – к мраку. Каждая из четырех частей создает картину жизни человека на пути от рождения к смерти, и в каждой колокольный звон является главенствующим. Поэма «Колокола» имеет авторское посвящение «Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме».
Дирижер - народный артист РБ Дмитрий Крюков.
Государственная академическая хоровая капелла РБ им. Т. Сайфуллина
Хор Башкирского государственного академического театра оперы и балета
10 февраля 19:00 | ГКЗ "Башкортостан"
*В программе возможны изменения.
В программе:
С. Рахманинов. "Три русские песни", кантата "Весна" для баритона, хора и оркестра, поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра на слова Эдгара По.
«Три русские песни» – произведение, которое музыковед В. Брянцева назвала «маленькой трагической симфониеттой на русские темы». В этом драматическом триптихе автор использовал подлинные мелодии народных песен «Через речку, через быстру», «Ах ты, Ванька, разудала голова» и «Белилицы, румяницы вы мои».
Кантата «Весна» была создана С. В. Рахманиновым в 1902 г. Ее петербургская премьера состоялась в зале Дворянского собрания 8 января 1905 г. при участии Мариинского театра (дирижёр А. И. Зилоти). Сочинение это во многом необычно. Необычно уже само стихотворение Некрасова, положенное в основу кантаты, в котором соединяется почти несоединимое, сталкиваются образы зимней и весенней природы и любовная драма героя. Яркие образы весенней природы воспринимаются и сами по себе как самостоятельные и существующие как бы вне драматического сюжета («Идёт-гудёт Зеленый шум. Зеленый шум, весенний шум!»). В музыке «Весны» Рахманинова также сочетаются контрастные, даже противоположные элементы: яркая, широкого дыхания лирика, идущая от романсов композитора, столь же яркий драматизм оперного плана (соло баритона перекликается с Рассказом Старика в «Алеко»), богатая оркестровая звукопись, обобщенность кантатно-ораториального жанра и открытая экспрессивность монолога солиста.
Поэма «Колокола» для смешанного хора, трёх солистов и оркестра была завершена С. Рахманиновым в 1913 г. Интересно, что первоначально Рахманинов планировал написать симфонию, но как раз в это время получил анонимное письмо с просьбой прочесть приложенный к письму бальмонтовский перевод стихотворения Эдгара По, который, как утверждалось в письме, идеально подходит для музыки и должен заинтересовать композитора. Имя автора стало известно только после смерти Рахманинова, им оказалась ученица виолончелиста Михаила Букиника Мария Данилова.
Сюжет стихотворения действительно сразу заинтересовал Рахманинова, и изначальный замысел мгновенно поменялся. «Колокола» напоминают симфонию по структуре (4-х частный цикл), однако ближе всего они к кантате. Все произведение, от первой его части до последней, представляет собой неудержимое движение к катастрофе, от света – к мраку. Каждая из четырех частей создает картину жизни человека на пути от рождения к смерти, и в каждой колокольный звон является главенствующим. Поэма «Колокола» имеет авторское посвящение «Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме».
Дирижер - народный артист РБ Дмитрий Крюков.
Государственная академическая хоровая капелла РБ им. Т. Сайфуллина
Хор Башкирского государственного академического театра оперы и балета
10 февраля 19:00 | ГКЗ "Башкортостан"
*В программе возможны изменения.
Артисты

Хор Башкирского государственного академического театра оперы и балета