Грандиозное закрытие 33-го концертного сезона

Вторник
1 июля 2025г
19:00
Э. Элгар. Вариации на тему "Энигма"
У. Уолтон. "Пир Валтасара"
У. Уолтон. "Пир Валтасара". Финал
Госоркестр Республики Башкортостан представляет грандиозное закрытие 33-го концертного сезона.
В программе:
Э. Элгра. "Энигма-вариации".
У. Уолтон. кантата "Пир Валтасара"
В концерте принимают участие:
Государственная академическая хоровая капелла Республики Башкортостан им. Т. Сайфуллина;
хор Башкирского государственного академического театра оперы и балета.
Дирижирует и рассказывает – Дмитрий Крюков.
Властен ли творец над своим творением? Можно ли предвидеть, приступая к работе над произведением, что получится в конечном итоге? Одна из таких историй связана с «Энигма-вариациями» английского композитора Эдуарда Элгара – произведением, начавшимся как импровизация, продолжившемся как шутка – и ставшего в конечном итоге весьма серьезным и наиболее известным сочинением Элгара. Однажды после трудного дня композитор решил отдохнуть, предаваясь импровизации. Тема с ее «разорванными» фразами и паузами, чередованием секунд и широких ходов и впрямь была интересной – и композитор принялся импровизировать вариации (то в шутку, то всерьез), а позднее приступил к работе над масштабным оркестровым сочинением, представляющим собою тему с четырнадцатью вариациями. Заглавие, получили вариации – «Энигма» – означает «Загадка». Одна из загадок заключается в самой теме – годы спустя композитор говорил, что она выражает «чувство одиночества художника». Другая загадка состоит в том, что в каждой вариации зашифровано имя или условное прозвище какого-либо человека из окружения композитора.
Кантатно-ораториальный жанр неизменно привлекал внимание английских композиторов. Не стал исключением и Уильям Уолтон, в 1931 г. он создал монументальное сочинение «Пир Валтасара». Сам автор определил его как кантату, но по масштабу произведение приближается к оратории: компания ВВС заказала Уолтону сочинение для небольшого хора, одного солиста и оркестра, состоявшего из полутора десятка исполнителей, однако в процессе работы композитор ощутил, что ему тесно в установленных рамках. Сюжет кантаты позаимствован из Библии, точнее – из Книги Даниила, а главным героем произведения является Валтасар – последний халдейский царь Вавилонии. В Ветхом Завете описывается кощунственный поступок Валтасара: во время роскошного ночного пира он распорядился подать вино в священных сосудах, которые его отец Навуходоносор вывез из храма, когда захватил Иерусалим. Такое святотатство не могло остаться безнаказанным. На стене царского дворца возникла надпись, начертанная незримой рукой: «Мене, мене, текел, упарсин», что в переводе с арамейского означает: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено». Никто не мог сказать царю, что это означает, и только пророк Даниил сумел истолковать странную и страшную надпись: Бог «исчислил» правление Валтасара, подведя ему итог, и «взвесил царя на весах», признав легковесным, царству его суждено разделение между персами и мидянами, а самому Валтасару – скорая гибель. Вскоре пророчество исполнилось: Вавилон был захвачен персами, а Валтасар погиб. С тех выражение «Валтасаров пир» стало нарицательным, символизируя «пир во время чумы». Масштабная композиция «Пира Валтасара» состоит из отдельных номеров (речитативов, хоров и других), но их связывает сквозное развитие. Номера группируются в крупные разделы, соответствующие этапам развития сюжета: пророчество о падении Вавилона, жалобная песнь, картина пира, явление царя, его гибель и ликующий благодарственный гимн. Музыка изобилует яркими контрастами. Жесткие созвучия, передающие суровое пророчество, сопоставляются с гибкими мелодиями хоров. Премьера «Пира Валтасара» стала истинным триумфом Уильяма Уолтона.
1 июля 19:00 | ГКЗ "Башкортостан"
*В программе возможны изменения.
В программе:
Э. Элгра. "Энигма-вариации".
У. Уолтон. кантата "Пир Валтасара"
В концерте принимают участие:
Государственная академическая хоровая капелла Республики Башкортостан им. Т. Сайфуллина;
хор Башкирского государственного академического театра оперы и балета.
Дирижирует и рассказывает – Дмитрий Крюков.
Властен ли творец над своим творением? Можно ли предвидеть, приступая к работе над произведением, что получится в конечном итоге? Одна из таких историй связана с «Энигма-вариациями» английского композитора Эдуарда Элгара – произведением, начавшимся как импровизация, продолжившемся как шутка – и ставшего в конечном итоге весьма серьезным и наиболее известным сочинением Элгара. Однажды после трудного дня композитор решил отдохнуть, предаваясь импровизации. Тема с ее «разорванными» фразами и паузами, чередованием секунд и широких ходов и впрямь была интересной – и композитор принялся импровизировать вариации (то в шутку, то всерьез), а позднее приступил к работе над масштабным оркестровым сочинением, представляющим собою тему с четырнадцатью вариациями. Заглавие, получили вариации – «Энигма» – означает «Загадка». Одна из загадок заключается в самой теме – годы спустя композитор говорил, что она выражает «чувство одиночества художника». Другая загадка состоит в том, что в каждой вариации зашифровано имя или условное прозвище какого-либо человека из окружения композитора.
Кантатно-ораториальный жанр неизменно привлекал внимание английских композиторов. Не стал исключением и Уильям Уолтон, в 1931 г. он создал монументальное сочинение «Пир Валтасара». Сам автор определил его как кантату, но по масштабу произведение приближается к оратории: компания ВВС заказала Уолтону сочинение для небольшого хора, одного солиста и оркестра, состоявшего из полутора десятка исполнителей, однако в процессе работы композитор ощутил, что ему тесно в установленных рамках. Сюжет кантаты позаимствован из Библии, точнее – из Книги Даниила, а главным героем произведения является Валтасар – последний халдейский царь Вавилонии. В Ветхом Завете описывается кощунственный поступок Валтасара: во время роскошного ночного пира он распорядился подать вино в священных сосудах, которые его отец Навуходоносор вывез из храма, когда захватил Иерусалим. Такое святотатство не могло остаться безнаказанным. На стене царского дворца возникла надпись, начертанная незримой рукой: «Мене, мене, текел, упарсин», что в переводе с арамейского означает: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено». Никто не мог сказать царю, что это означает, и только пророк Даниил сумел истолковать странную и страшную надпись: Бог «исчислил» правление Валтасара, подведя ему итог, и «взвесил царя на весах», признав легковесным, царству его суждено разделение между персами и мидянами, а самому Валтасару – скорая гибель. Вскоре пророчество исполнилось: Вавилон был захвачен персами, а Валтасар погиб. С тех выражение «Валтасаров пир» стало нарицательным, символизируя «пир во время чумы». Масштабная композиция «Пира Валтасара» состоит из отдельных номеров (речитативов, хоров и других), но их связывает сквозное развитие. Номера группируются в крупные разделы, соответствующие этапам развития сюжета: пророчество о падении Вавилона, жалобная песнь, картина пира, явление царя, его гибель и ликующий благодарственный гимн. Музыка изобилует яркими контрастами. Жесткие созвучия, передающие суровое пророчество, сопоставляются с гибкими мелодиями хоров. Премьера «Пира Валтасара» стала истинным триумфом Уильяма Уолтона.
1 июля 19:00 | ГКЗ "Башкортостан"
*В программе возможны изменения.
Артисты

Хор Башкирского государственного академического театра оперы и балета
хор