Закрытие Абонемента "Шедевры П.И. Чайковского"

Вторник 29 апреля 2025г 19:00
6+ 2 часа | II отделения
Уфа, ГКЗ «Башкортостан»
Уфа, ул. Ленина, 50
Купить билет
Закрытие абонемента "Шедевры П.И. Чайковского" Госоркестра Башкортостана!

В программе:
П.И. Чайковский. Вариации на тему Рококо
П.И. Чайковский. Pezzo capriccioso
П.И. Чайковский. Оркестровая сюита №3
П.И. Чайковский. Оркестровая сюита №4 "Моцартиана"

Вариации на тему рококо относятся к группе спокойно-светлых, жизнеутверждающих произведений Чайковского, хотя созданы они были в трудный период жизни композитора, когда его душевный мир наполняли мрачные настроения и глубокая тоска. Это произведение в полной мере отразило оптимизм и ясность духа композитора, его страстную любовь к жизни, поэзии и красоте. Борис Асафьев тонко и чутко охарактеризовал «Вариации» следующими словами: «В них звучит обаяние приветливо встречающей мир души композитора, а чарование звучности ласково окутывает волю, как плющ ствол дерева, и заставляет ее подчиниться нежно и томно реющим вокруг звуковым видениям-образам. И здесь виртуозность склоняется перед простотой задушевности и поэзией звучания».

Pezzo capriccioso — одна из самых известных инструментальных пьес Петра Чайковского. Она входит в репертуар практически всех концертирующих виолончелистов. Pezzo (итал.) — часть, фрагмент. Название «Pezzo capriccioso» можно вольно истолковать как «часть концерта, написанная в жанре каприччио» или «концертная пьеса с прихотливо и разнообразно разработанной темой». Pezzo capriccioso написана Чайковским в августе 1887 года, всего за одну неделю. Основной ее вариант пьесы — для виолончели с оркестром. Но до того как оркестровать пьесу, автор создал ее в клавире, то есть для виолончели и фортепиано. В этом варианте в феврале 1988 года и состоялось ее первое исполнение. Партию фортепиано исполнял сам композитор, а партию виолончели — его друг виолончелист Анатолий Брандуков, которому и посвящена пьеса.

Третья сюита (1884) существенно отличается от двух предыдущих по широте замысла и степени развитости отдельных частей. Первоначально она задумывалась как симфония, но затем композитор решил более скромно назвать свое произведение сюитой («Хотел было симфонию сделать, но не вышло», — писал Чайковский Танееву 30 июня 1884 года.). Причиной этого было, как можно полагать, несоответствие образного строя музыки сложившемуся у Чайковского представлению о том, какое жизненное содержание, какие мысли и чувства должна нести в себе симфония. Структура Третьей сюиты близка к четырехчастному сонатно-симфоническому циклу, но в ней нет единого целеустремленного «сквозного действия», столкновения и борьбы противостоящих сил: образы лирического и жанрово-характерного плана сменяют друг друга в спокойной и неторопливой последовательности.

По словам Чайковского, он «узнал, что такое музыка» благодаря произведениям Вольфганга Амадея Моцарта. Он вспоминал, что испытывал «святой восторг», когда дома в детстве слушал механический орган (оркестрину), игравший фрагменты «Дон Жуана». На последнем в своей жизни концерте 16 октября 1893 года, где впервые прозвучала Шестая симфония, Чайковский продирижировал сделанной им в 1889 году редакцией двух танцев из оперы «Идоменей». Музыкально-критические статьи, письма и дневниковые записи Чайковского исполнены восхищенных слов по поводу моцартовских сочинений. В дневнике за 1886 год композитор записал: «Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки». В 1875 году Чайковский перевел с итальянского на русский либретто оперы «Свадьба Фигаро» и сделал новую редакцию ее речитативов, в 1893 году написал вокальный квартет «Ночь» на собственный поэтический текст, в котором использовал фрагмент моцартовской фортепианной Фантазии до минор.

Своего рода приношением любимому композитору стала оркестровая сюита «Моцартиана», задуманная Чайковским в 1884 году и написанная летом 1887 года. Сюита включает четыре произведения Моцарта в инструментовке Чайковского: первая часть — Маленькая жига для клавира, вторая — Менуэт для клавира, третья — мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа (инструментован по фортепианному переложению Ф. Листа), четвертая — Десять вариаций для клавира на тему из оперы К. В. Глюка «Пилигримы в Мекку». В XIX веке «Моцартиана» стала первым симфоническим циклом, полностью состоящим из заимствованных пьес. Желая подчеркнуть новизну замысла, Чайковский предпослал своему новому сочинению предисловие, в котором объяснил, что цель создания сюиты — «дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества». Идею «Моцартианы» Чайковский определил как «старина в современной обработке» и потому в манере инструментовки не следовал приемам оркестрового письма Моцарта, предложив взгляд художника нового времени на музыку вековой давности.

Дирижирует и рассказывает - главный дирижер оркестра, народный артист РБ Дмитрий КРЮКОВ.

29 апреля 2025г. | ГКЗ "Башкортостан" | 19:00

*В программе возможны изменения

Артисты

Главный дирижер Госоркестра РБ. Народный артист РБ

Медиа

Место проведения