Шедевры Чайковского. Солист Антон Павловский

Вторник 29 апреля 2025г 19:00
6+ 2 часа | II отделения
Уфа, ГКЗ «Башкортостан»
Уфа, ул. Ленина, 50
Купить билет Доступно по Пушкинской карте
Закрытие абонемента "Шедевры П.И. Чайковского" Госоркестра Башкортостана!

Солист - лауреат международных конкурсов Антон Павловский (виолончель)
Дирижер - Дмитрий Крюков

В программе:
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор
Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром си минор
Оркестровая сюита №3
Оркестровая сюита №4 "Моцартиана"

Вариации на тему рококо относятся к группе спокойно-светлых, жизнеутверждающих произведений Чайковского, хотя созданы они были в трудный период жизни композитора, когда его душевный мир наполняли мрачные настроения и глубокая тоска. Это произведение в полной мере отразило оптимизм и ясность духа композитора, его страстную любовь к жизни, поэзии и красоте. Борис Асафьев тонко и чутко охарактеризовал «Вариации» следующими словами: «В них звучит обаяние приветливо встречающей мир души композитора, а чарование звучности ласково окутывает волю, как плющ ствол дерева, и заставляет ее подчиниться нежно и томно реющим вокруг звуковым видениям-образам. И здесь виртуозность склоняется перед простотой задушевности и поэзией звучания».

Pezzo capriccioso — одна из самых известных инструментальных пьес Петра Чайковского. Она входит в репертуар практически всех концертирующих виолончелистов. Pezzo (итал.) — часть, фрагмент. Название «Pezzo capriccioso» можно вольно истолковать как «часть концерта, написанная в жанре каприччио» или «концертная пьеса с прихотливо и разнообразно разработанной темой». Pezzo capriccioso написана Чайковским в августе 1887 года, всего за одну неделю. Основной ее вариант пьесы — для виолончели с оркестром. Но до того как оркестровать пьесу, автор создал ее в клавире, то есть для виолончели и фортепиано. В этом варианте в феврале 1988 года и состоялось ее первое исполнение. Партию фортепиано исполнял сам композитор, а партию виолончели — его друг виолончелист Анатолий Брандуков, которому и посвящена пьеса.

Третья сюита (1884) существенно отличается от двух предыдущих по широте замысла и степени развитости отдельных частей. Первоначально она задумывалась как симфония, но затем композитор решил более скромно назвать свое произведение сюитой («Хотел было симфонию сделать, но не вышло», — писал Чайковский Танееву 30 июня 1884 года.). Причиной этого было, как можно полагать, несоответствие образного строя музыки сложившемуся у Чайковского представлению о том, какое жизненное содержание, какие мысли и чувства должна нести в себе симфония. Структура Третьей сюиты близка к четырехчастному сонатно-симфоническому циклу, но в ней нет единого целеустремленного «сквозного действия», столкновения и борьбы противостоящих сил: образы лирического и жанрово-характерного плана сменяют друг друга в спокойной и неторопливой последовательности.

По словам Чайковского, он «узнал, что такое музыка» благодаря произведениям Вольфганга Амадея Моцарта. Он вспоминал, что испытывал «святой восторг», когда дома в детстве слушал механический орган (оркестрину), игравший фрагменты «Дон Жуана».
Своего рода приношением любимому композитору стала оркестровая сюита «Моцартиана», задуманная Чайковским в 1884 году и написанная летом 1887 года. Сюита включает четыре произведения Моцарта в инструментовке Чайковского: первая часть — Маленькая жига для клавира, вторая — Менуэт для клавира, третья — мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа (инструментован по фортепианному переложению Ф. Листа), четвертая — Десять вариаций для клавира на тему из оперы К. В. Глюка «Пилигримы в Мекку». В XIX веке «Моцартиана» стала первым симфоническим циклом, полностью состоящим из заимствованных пьес. Желая подчеркнуть новизну замысла, Чайковский предпослал своему новому сочинению предисловие, в котором объяснил, что цель создания сюиты — «дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества». Идею «Моцартианы» Чайковский определил как «старина в современной обработке» и потому в манере инструментовки не следовал приемам оркестрового письма Моцарта, предложив взгляд художника нового времени на музыку вековой давности.

Антон Павловский начал обучаться игре на виолончели в Среднем специальном музыкальном колледже г. Уфы в классе проф. М. Д. Афанасьева. В 2008 г. с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (класс народной артистки СССР Н.Н. Шаховской), а в 2011-м в том же классе окончил аспирантуру. В рамках мастер-классов занимался с М. Ростроповичем, Д. Шафраном, Д. Герингасом, Л. Кларетом, Э. Финке, М. Хомицером, В. Фейгиным, Д. Ферштманом и другими известными музыкантами. В мае 2006 г.  завоевал вторую премию, а также был удостоен четырех специальных призов на 58-ом Международном конкурсе виолончелистов «Prague Spring International Music competition». В ноябре-декабре 2009 г.  удостоен первой премии на 1-м Международном конкурсе виолончелистов им. С. М. Козолупова в Москве. В январе-феврале 2010 г. стал лауреатом 5-го Международного конкурса UNISA International StringCompetition в Претории (ЮАР).
Сезон 2013–2014 гг. ознаменовался успешным дебютом музыканта в знаменитом концертном зале «Концертгебау» в Амстердаме. Молодой артист много времени уделяет камерному музицированию. За последнее время его партнерами стали выдающиеся музыканты, среди которых Сергей Лейфкеркус, Давид Герингас, Семен Скигин, Алена Баева, Никита Борисоглебский, Никита Мндоянц. Музыкант участвовал во многих международных фестивалях: Международный виолончельный фестиваль в Кронберге (памяти П. Казальса), Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре, посвященный памяти Л. Бернстайна, «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге и многих других.
Успехи Антона Павловского отмечены различными наградами и стипендиями, в числе которых: Государственная республиканская молодёжная премия им. Ш. Бабича в области литературы, архитектуры и искусства за 2001 г., стипендия Международного благотворительного фонда В. Спивакова, фонда М. Ростроповича, стипендия Президента Республики Башкортостан, стипендия Ученого совета Московской консерватории и ряда других.
Выступал в главных концертных залах Москвы, российских городов, а также в Нидерландах, Германии, Великобритании, Швейцарии, Франции, Норвегии и Бельгии. В декабре 2012 г.  состоялась защита кандидатской диссертации Антона Павловского на тему «Виолончельный концерт XX века». Четыре статьи Антона Павловского опубликованы в научных изданиях ВАК. C 2012 по 2016 гг. являлся соло-виолончелистом Госоркестра России им. Е.Ф. Светланова (художественный руководитель Владимир Юровский).
С 2025 г. является профессором кафедры виолончели и контрабаса Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В 2020 и 2021гг. являлся членом Государственной экзаменационной комиссии МГК им. П.И. Чайковского. Студенты Антона Павловского неоднократно становились лауреатами международных и всероссийских музыкальных конкурсов. Регулярно проводит мастер-классы и творческие встречи в России и за ее пределами. В настоящее время является одним из лидером группы виолончелей Катарского филармонического оркестра.

29 апреля 2025г. | ГКЗ "Башкортостан" | 19:00

*В программе возможны изменения

Артисты

дирижер
Главный дирижер Госоркестра РБ. Народный артист РБ
виолончель
Лауреат международных конкурсов

Место проведения