VII Зимний фестиваль. Лядов, Глазунов
Вторник
16 декабря 2025г
19:00
Госоркестр РБ представляет концерт симфонической музыки в рамках абонемента №7 "VII Зимний фестиваль".
В программе:
А.К. Лядов. Симфонические картины "Баба Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора"
А.К. Глазунов. Симфония №8 ми-бемоль мажор, соч. 83
Баба-Яга Анатолия Лядова самая первая его сказочная пьеса для оркестра (1904). Позже последовали «Волшебное озеро» (1908), «Кикимора» (1909) и другие пьесы составившие определённый цикл.
Сюжет картины был заимствован из сказок Александра Афанасьева — собирателя русского фольклора, которые завоевывали все большее внимание и много издавались на стыке веков уже после смерти А. Афанасьева. К этому же времени появляются произведения художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году именно как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная».Об этом влиянии на композитора говорит тот факт, что он свою музыкальную пьесу назвал «картинкой к русской народной сказке». И действительно — невозможно отделить музыкальную часть — А. Лядова от изобразительной — И.Билибина.
«Волшебное озеро» — симфоническая картина композитора Анатолия Лядова, написанная в 1908 году. Посвящена Николаю Николаевичу Черепнину. Первое исполнение композиции состоялось 21 февраля 1909 года в Санкт-Петербурге. Произведение написано для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов, 4 валторн, литавр, челесты, большого барабана, арфы и струнных. Особенностью данной симфонической картины является отсутствие главной темы. Музыковед Андре Лишке сказал, что «весь завораживающий эффект обусловлен текстурой инструментов, гармоническими метаморфозами и фигурами, которые передают дрожание воды (струнные) и сверкание отражающихся в ней звёзд (флейта, челеста)».
«Кики́мора» — одночастная симфоническая картина А. К. Лядова, написанная им в 1909 году и получившая авторское обозначение фантастическое скерцо. Лядов предпосылает своей картинке следующую программу: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»
Симфония № 8 была написана Александром Глазуновым в 1905 году и опубликована два года спустя. Премьера симфонии состоялась 9 декабря 1906 года, в одном из цикла Русских симфонических концертов дирижировал автор. Поначалу рецензии были довольно сдержанными, и лишь позднее, когда она была исполнена и в Москве, получила высокую оценку критики. Музыка этой последней из законченных симфоний Глазунова отличается слышанием времени, в которое она создавалась. В ней отчетливы ноты протеста, бунтарства, разбуженной стихийной силы. Ей свойствен возвышенный пафос, огромная воля, жизненная энергия, которая приводит к торжеству гуманистического начала. Симфония отличается драматургическим единством, непрерывным развитием от первой части до финала.
За дирижерским пультом - главный дирижер оркестра, народный артист РБ Дмитрий Крюков.
16 декабря 19:00 | ГКЗ "Башкортостан"
*В программе возможны изменения.
В программе:
А.К. Лядов. Симфонические картины "Баба Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора"
А.К. Глазунов. Симфония №8 ми-бемоль мажор, соч. 83
Баба-Яга Анатолия Лядова самая первая его сказочная пьеса для оркестра (1904). Позже последовали «Волшебное озеро» (1908), «Кикимора» (1909) и другие пьесы составившие определённый цикл.
Сюжет картины был заимствован из сказок Александра Афанасьева — собирателя русского фольклора, которые завоевывали все большее внимание и много издавались на стыке веков уже после смерти А. Афанасьева. К этому же времени появляются произведения художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году именно как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная».Об этом влиянии на композитора говорит тот факт, что он свою музыкальную пьесу назвал «картинкой к русской народной сказке». И действительно — невозможно отделить музыкальную часть — А. Лядова от изобразительной — И.Билибина.
«Волшебное озеро» — симфоническая картина композитора Анатолия Лядова, написанная в 1908 году. Посвящена Николаю Николаевичу Черепнину. Первое исполнение композиции состоялось 21 февраля 1909 года в Санкт-Петербурге. Произведение написано для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов, 4 валторн, литавр, челесты, большого барабана, арфы и струнных. Особенностью данной симфонической картины является отсутствие главной темы. Музыковед Андре Лишке сказал, что «весь завораживающий эффект обусловлен текстурой инструментов, гармоническими метаморфозами и фигурами, которые передают дрожание воды (струнные) и сверкание отражающихся в ней звёзд (флейта, челеста)».
«Кики́мора» — одночастная симфоническая картина А. К. Лядова, написанная им в 1909 году и получившая авторское обозначение фантастическое скерцо. Лядов предпосылает своей картинке следующую программу: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»
Симфония № 8 была написана Александром Глазуновым в 1905 году и опубликована два года спустя. Премьера симфонии состоялась 9 декабря 1906 года, в одном из цикла Русских симфонических концертов дирижировал автор. Поначалу рецензии были довольно сдержанными, и лишь позднее, когда она была исполнена и в Москве, получила высокую оценку критики. Музыка этой последней из законченных симфоний Глазунова отличается слышанием времени, в которое она создавалась. В ней отчетливы ноты протеста, бунтарства, разбуженной стихийной силы. Ей свойствен возвышенный пафос, огромная воля, жизненная энергия, которая приводит к торжеству гуманистического начала. Симфония отличается драматургическим единством, непрерывным развитием от первой части до финала.
За дирижерским пультом - главный дирижер оркестра, народный артист РБ Дмитрий Крюков.
16 декабря 19:00 | ГКЗ "Башкортостан"
*В программе возможны изменения.