Великие симфонии. Бриттен, Воан-Уильямс, Франсе

Среда 25 февраля 2026г 19:00
6+ 2 часа II отделения
Уфа, ГКЗ «Башкортостан»
Уфа, ул. Ленина, 50
Купить билет
Госоркестр Башкортостана представляет концерт в рамках абонемента № 2 "Великие симфонии"

В программе:

Р. Воан-Уильямс. Симфония № 2 "Лондон"
Б. Бриттен. "Путеводитель по оркестру для молодежи": вариации и фуга на тему Перселла
Ж. Франсе. Концерт для кларнета с оркестром (премьера в Уфе!)

Солист - народный артист РБ Артур Назиуллин (кларнет).

Симфония № 2 «Лондон»  Ральфа Воан-Уильямса - четырёхчастное произведение, которое было написано в 1913-1914 гг. Композитор возвращался к симфонии ещё в 1920 и 1936 гг. Изначально к сочинению прилагалось краткое описание программы. Так, пояснялось, что в первой части изображена «…суета и спешка Лондона», вторая часть содержит зарисовку «Площади Блумсбери ноябрьским днём», третья часть была описана как «Ночью на набережной Вестминстера в окружении далёких звуков улицы Стрэнд». Однако вскоре Воан-Уильямс решил от этих пояснений отказаться. Он стремился к тому, чтобы слушатели воспринимали симфонию как «чистую музыку».

Крупнейший британский композитор ХХ века Б. Бриттен сделал очень многое для восстановления классических традиций английской музыки. Он не раз приезжал в СССР, а среди его друзей в нашей стране были Д. Д. Шостакович и М. Л. Ростропович. Бриттен работал в разных жанрах, создавая академические сочинения и уделяя особое внимание просветительской и воспитательной роли музыки. Значительную роль в наследии композитора играет его цикл «Вариации и фуга на тему Г. Пёрселла», написанный в 1945 году. Обращение к творчеству выдающегося английского композитора эпохи барокко не было случайным — его опера «Дидона и Эней» была отредактирована Бриттеном и ставилась на многих оперных сценах мира. Цикл «Вариации и фуга на тему Г. Пёрселла» сопровождается уточнением «Путеводитель по оркестру для молодёжи». Сочинение создавалось для документального фильма М. Мэтисона «Инструменты оркестра». Задача сочинения — познакомить слушателей с тембрами оркестровых инструментов (произведение допускало возможность участия «спикера», комментирующего особенности звучания).Сначала основная тема (она заимствована из музыки Пёрселла к пьесе «Абделазар, или месть Мавра») звучит у мощного тутти оркестра, а потом автор проводит ее поочередно у инструментов деревянно-духовой, медно-духовой, струнной, ударной групп. Слушатель следит за многообразными вариациями, осознавая тембровую индивидуальность каждого инструмента. Завершает произведение мощная фуга, где в кульминации опять проводится основная тема Перселла.

Жан Франсе — известный французский композитор ХХ века. Рожденный в музыкальной семье (его отец был директором консерватории в Ле-Мане), он рано начал заниматься композицией под руководством известного педагога Нади Буланже. Его ранние произведения были отмечены М. Равелем. Франсе создал ряд театральных сочинений, в том числе балеты для Леонида Мясина и Сержа Лифаря, им написаны оперы и оратории, сделаны аранжировки ряда выдающихся сочинений (известность получила его оркестровка цикла 24-х прелюдий Ф. Шопена). Особую популярность завоевали многочисленные инструментальные концерты Франсе, где ярко проявились его неоклассицистские черты. К ним относится и Концерт для кларнета с оркестром - необычайно выразительный, по-французски легкий и изящный, искрящийся богатыми инструментальными красками. Композитор посвятил концерт дирижеру Фернану Убраду (1903–1986).

Дирижер - народный артист РБ Дмитрий Крюков.

25 февраля 19:00 | ГКЗ "Башкортостан"

*В программе возможны изменения.

Артисты

Дирижер
Главный дирижер Госоркестра РБ. Народный артист РБ
Кларнет
Директор Госоркестра РБ. Народный артист РБ

Место проведения