Гастроли в Стерлитамак: Дворжак

Пятница 1 ноября 2024г 19:00
2 часа | II отделения
Купить билет
Госоркестр Башкортостана представляет концерт симфонической музыки в г. Стерлитамак!

В программе:
А. Дворжак. Симфония №9 ми минор.
Э. Григ. Сюита "Пер Гюнт"

Симфония №9 "Из Нового Света" -  последняя симфония Дворжака. Она открыла в творческой биографии композитора «американский период», связанный с его работой на посту директора Нью-Йоркской консерватории (с 1891 года). Содержание симфонии отразило впечатления Дворжака от Америки, его размышления о новой жизни, людях, природе. Концепция этого сочинения типична для Дворжака: через напряженную борьбу мыслей и чувств к оптимистичному выводу.
Симфония №9 является вершиной симфонического творчества Дворжака и рез­ко отличается от всех предшествующих. Как признавался сам компози­тор, «влияние Америки каждый, у кого есть нос, должен почуять в сим­фонии». Или: «Это сочинение я никогда бы так не написал, если бы не видел Америки». Действительно, в мелодических, гармонических, ладо­вых, ритмических оборотах, даже в оркестровой окраске некоторых тем можно услышать характерные особенности американской музыки, хотя композитор не цитировал фольклорных образцов. «Я стремился воспро­извести в моей симфонии особенности негритянских и индейских мело­дий. Я не взял ни одной из этих мелодий... Я просто писал собственные темы, включая в них особенности музыки негров или индейцев, и когда я эти темы использовал, то применял все достижения ритмики, гар­монизации, контрапункта и оркестровых красок для их развития», — разъяснял Дворжак.

Эдвард Григ уже был известен не только в своей стране, но и за рубежом, когда к нему обратился норвежский драматург Генрик Ибсен с просьбой написать музыку к его драме «Пер Гюнт», готовящейся к постановке на театральной сцене.
Писатель придавал музыке в пьесе огромное значение и хорошо продумал, где и что она должна иллюстрировать или заменять. Задача оказалась для композитора очень сложной, и он, отказавшись от мысли воплотить в музыке образ главного героя драмы, а также иллюстрировать музыкой практически все сцены и создавать мелодекламационные эпизоды, сосредоточил все свое внимание на тех эпизодах, которые наиболее отвечали его натуре: глубокой целомудренной лирике, столь любимых им жанрово-бытовых образах, типично норвежской фольклорной фантастике

Полная партитура «Пера Гюнта» включает в себя двадцать три номера, среди которых — вступления к пяти актам драмы (К первому действию — «На свадьбе», ко второму — «Жалоба Ингрид», к третьему — «В глубине бора», к четвертому — «Утро», к пятому — «Возвращение Пера Гюнта на родину».), песни (песня и колыбельная Сольвейг, серенада Пера Гюнта), танцы (на свадьбе Ингрид, Арабский танец, танец Анитры), фантастические («В пещере горного короля») и лирико-драматические оркестровые эпизоды («Смерть Озе»), мелодрамы

Отдельные номера музыки Грига подчеркивают, раскрывают разные образы, ситуации драмы Ибсена: возвышенный, чистый лиризм образа Сольвейг, трагедию смерти Озе, поэзию природы, яркость фантастики. Композитор как бы выявляет богатство поэтических граней этого глубокого и сложного, насыщенного социальными и философскими обобщениями произведения

Дирижирует и рассказывает - главный дирижер оркестра, народный артист РБ Дмитрий КРЮКОВ.

01 ноября 2024 | 19:00 | ГДК г. Стерлитамак (бывший ДК СОДА)

*В концерте возможны изменения

Артисты

Главный дирижер Госоркестра РБ. Народный артист РБ

Медиа

Место проведения